Восстановление памяти после инсульта

После инсульта потеря памяти является хоть и не обязательным фактом, но весьма распространенным и, что самое печальное, очень сложно реабилитируемым. Зачастую человеку приходится заново учиться совершать такие привычные раньше манипуляции — ходить, говорить, читать писать. При этом потеря памяти может проявляться по-разному:

  • самый сложный случай — сосудистая деменция, выражающаяся ослаблением всех мыслительных способностей;
  • при визуальной форме пациент не узнает знакомых ранее людей и предметов;
  • при вербальной форме невозможно вспомнить (а если и возможно, то с большим трудом) имена людей и названия предметов.

Поэтому если произошли когнитивные нарушения, родственникам следует подготовиться к длительной и кропотливой работе, поскольку нарушения памяти в основном вызывают проблемы не у самого больного, а у его окружения.

Лечение таблетками

Способы восстановления памяти

Возможность эффективного восстановления памяти зависит от типа нарушений, но прогнозы тем лучше, чем раньше начата реабилитация. Зачастую полностью вернуть былую память не выходит, но последовательные и упорные занятия улучшают мозговые функции.

Медикаментозная терапия

Первое, что делают для восстановления утраченных мозговых функций — применяют медикаментозные препараты. Неповрежденные клетки мозга следует обеспечить достаточным количеством кислорода, устранить последствия инсульта, поэтому курсами используются ноотропные средства в высоких дозах. Препараты назначаются с учетом общего состояния больного и только лечащим врачом, потому что бывают случаи, когда противопоказаны даже самые эффективные лекарства и как восстановить память после инсульта медикаментозно, решать под силу только специалисту.

Традиционно используются следующие фармсредства:

  • Актовегин. Активирует метаболизм нервных клеток, чем влияет на улучшение памяти.
  • Аминалон. Улучшает кровообращение в мозге, что способствует улучшению внимания и памяти.
  • Пирацетам. Повышает мозговую работоспособность, улучшая кровообращение.
  • Фенотропил. Обеспечивает взаимодействие мозговых полушарий, активируя нейроны. Помогает концентрироваться и быстрее запоминать.
  • Глицин. Успокаивает и снимает последствия стресса.

Параллельно назначают препараты, помогающие справиться с сопутствующими инсульту проблемами: повышенным внутричерепным давлением, атеросклерозом, гипертонией. Если схема лекарственного лечения подобрана верно, минимальные объемы памяти восстанавливаются уже через несколько недель.

Занятия в домашних условиях

Первое, чем следует заняться после виновного в нарушении памяти инсульта — выяснить, что же осталось в воспоминаниях у человека, помнит ли он лица, названия предметов, явлений. Здесь помогут просмотры семейных архивов, альбомов с фотографиями, видеофильмов с семейной хроникой, любимых кинофильмов или мультфильмов, прослушивание любимых мелодий и песен. Мощное положительное влияние на состояние всех систем организма оказывает классическая музыка.

Просмотр семейного архива

«Пройденную» информацию необходимо повторять для закрепления, для чего на следующий день в процессе беседы следует вспоминать события прошлого дня, людей, с которыми больной общался, фотографии, которые он видел, фильмы, которые смотрел, и происходящие в них события.

Упражнения для восстановления памяти после инсульта

Восстанавливать память следует с использованием методик, применяемых на занятиях с маленькими детьми. Это пальчиковые игры, заучивание простых стишков и песенок, несложная театрализация пересказываемого. Главной задачей всех занятий является вовлечение больного в мыслительный процесс. Человек должен не безвольно следить за происходящим вокруг, а принимать активное участие в играх.

Начать заниматься лучше с коротких детских стихов, процесс заучивания которых следует сопровождать несложными движениями, поясняющими или имитирующими то, о чем говорится в тексте. Характерным примером подобного вида занятий может служить всем известный стишок-упражнение, используемый в начальных классах, на тему того, как мы писали и наши пальчики устали. Главное в подобных занятиях — запоминать последовательность действий, сопровождающих слова. Это помогает концентрировать внимание на действиях, а если больному легче запоминать действия, то они помогут ему вспоминать сопровождающие их слова.

Если нужно заново изучать буквы, можно поиграть в их поиск. Дать больному журнал с достаточно крупным шрифтом и попросить найти в небольшом объеме текста определенные буквы (например, букву «о»), выделив ее доступным способом. Для того, чтобы найти нужную букву, человеку придется просматривать все слова и рано или поздно ему начнут попадаться знакомые. Если же больной совсем не помнит алфавит, такое занятие поможет выучить буквы заново.

Ускоряется восстановление памяти после инсульта игрой в слова. Это упрощенный вариант игры в города, когда первый играющий называет слово, а следующий должен вспомнить и назвать слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Поначалу можно использовать любые слова, впоследствии, при улучшении ассоциативной памяти, задачу можно усложнять, используя тематические игры — в города, погодные явления и т. п.

Запоминание увиденных предметов побуждает мозг запоминать и затем восстанавливать увиденное в процессе пересказа. Сначала больному предлагается один предмет, который он рассматривает в течение 30–60 секунд. Потом предмет убирается, а человека просят описать виденное, после чего предмет возвращается на место и производится работа над ошибками. Одновременно следует обращать внимание, что человеку дается легче — запоминать форму или цвет. Постепенно количество рассматриваемых предметов увеличивается. Это упражнение можно выполнять во время прогулки. Например, приближаясь к парковой скамейке, попросить человека ее внимательно рассмотреть, затем, пройдя мимо, попросить описать.

Двигательный режим

Если занятия производятся с человеком, у которого произошла только потеря памяти при инсульте, а передвигаться он может самостоятельно, важно часто давать ему несложные задания. Человек, у которого восстанавливается память, все время чем-то должен быть занят — когда он двигается, активируются различные отделы нервной системы и улучшается согласованность всех функций организма.

Протереть пыль, полить цветы, убрать на место ложки, достать из шкафчика печенье к чаю — все это по силам человеку, восстанавливающему свое состояние после инсульта. Начинать привлекать его к бытовой деятельности следует с одиночных заданий, но по мере восстановления памяти разовый объем заданий следует увеличивать. Например, достать печенье и потом чайные ложки, или вытереть пыль, полить цветы и убрать альбом с фотографиями. Причем 2–3 задания даются сразу, чтобы в процессе деятельности больному нужно было вспомнить, что следующее предстоит сделать.

Физические нагрузки принесут значительное улучшение. Если человек умел кататься на велосипеде, но этого не помнит, может сработать мышечная память. Начинать дополнительную физическую деятельность лучше с дозированной ходьбы, можно приобрести палки для скандинавской ходьбы, которая помогает координировать движения ногами и руками. Полезно прогулки совершать по знакомым местам, заходить в магазины, которые до инсульта человек посещал часто, но не акцентировать внимание, объясняя, что тут он любил бывать. Желательно, чтобы он сам это вспомнил.

Главное в процессе любых занятий — не стремиться к идеалу, потому что вряд ли получится его достичь. После инсульта не стоит ожидать полного восстановления. Лучше сосредотачиваться на полученных результатах и радоваться им. Самое важное в процессе восстановления когнитивных функций — терпение и усердие. Выздоравливающему и так сложно, поэтому ни в коем случае нельзя на него злиться. Для него главная мотивация для выздоровления — поддержка близких людей, благожелательная атмосфера и положительная оценка любых, путь даже незначительных, успехов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии для сайта Cackle